Различные упаковки для соков

В России на сегодняшний день сложился рынок упаковки соков в картонные упаковки типа «Tetra Pak». Более старшим способом является розлив в стеклянные широкогорлые бутылки и банки, которые разработаны специально для многоразового розлива в них соков.

Сейчас в мире налажена система сбора такой тары и ее вторичного использования. Однако принято считать, что такой тип упаковки значительно увеличивает себестоимость продукции. Хотя для производителей гораздо большее значение имеет снижение риска подделки при обращении к картонной упаковке, так как вложения в установку оборудования для такого вида пакетирования как правило превышает 0,5 млн долл. Считается, что российский рынок соков начался с массовых поставок картонной упаковки в начале 90-х годов.

Как сообщил РБК эксперт Tetra Pak Андрей Разумов, рынки упаковки США и России категорически отличаются ,так как в штатах преобладает принципиально иной вид соковой индустрии.

Американские компании предпочитают вырабатывать соки холодного хранения, которые представляют собой свежеотжатые напитки, почему срок хранения их не превышает 3-х дней.

Большие пластиковые канистры емкостью от 2-х литров

Пакетируются такие соки в большие пластиковые канистры емкостью от 2-х литров. С несколько большим сроком хранения — около месяца — в США распространены соки пастеризованные. Доля такой продукции достигает на американском рынке 50% и пакетируется в картонные коробки (емкостью 1 литр и более) с винтовой крышкой — Tetra Top. Как заметил А.Разумов, «в США соки разливают в тару, которую европейцы используют для кисломолочных продуктов».

Пакетирования сока картонная асептическая упаковка

В Европе, в свою очередь, используется для пакетирования сока картонная асептическая упаковка. Продукция предполагает длительный срок хранения. Российская соковая индустрия пошла по европейскому варианту развития упаковки. По данным Tetra Pak, на этот вид тары в России приходится 85% розлива соков. А.Разумов отметил, что попытки пакетирования соков в PET (по американскому образцу) присутствуют в России, вложения в PET-оборудование невелики, однако и больших доходов упакованная таким образом продукции на местном рынке не приносит. К тому же стоимость перевозки соков в такой таре становится более накладной, так как PET-бутылки невозможно плотно складировать, в результате остается много «воздуха» (незадействованного пространства между тарой), — заключил А.Разумов.

Пакетирование в алюминиевые банки

Другой случай попытки изменить традицию розлива в картонную упаковку — пакетирование в алюминиевые банки по примеру газированных напитков. Сейчас на такой шаг пошла компания «Нидан», разливающая таким образом соки «Чемпион». Однако по мнению большинства специалистов такое направление упаковки в соковой индустрии мало перспективно. В основном, как прокомментировал А.Разумов, в такие банки может разливаться сокосодержащая продукция, смешанные напитки, а не соки, так как последние имеют высокую кислотность, и технологически сложно хранятся в алюминиевой таре.

По словам Бриджиты Отто, менеджера-технолога компании Zimmer AG из Франкфурта, в последующие 10 лет следует ожидать рост потребления PET в отрасли розлива соковых напитков на 140%. Она отмечает, что данной прогноз строится прежде всего на той предпосылке, что тара из PET станет удовлетворять требованиям производителей сока. Холодная пастеризация во время заливки позволяет избежать использования консервантов при упаковке соков в PET бутылки. Однако Wesergold Getrankeindustrie считает, что применение холодной пастеризации становится выгодным только при производственных мощностях более чем в 5 000 часов в год. Таким образом, если говорить в целом, мировая практика сейчас широко не применяет алюминиевые банки и PET для розлива соков.

Можно выделить две технологии формирования картонной упаковки. Первая технология, которая требует больших начальных капиталовложений, — это формирование упаковки из так называемого рулона. Она используется при формировании Tetrabrik фирмы Tetra — Pack. Вторая технология, которую использует ряд производителей в мире — это формование пакета из высечки (своего рода «плоского пакета»): способ, который позволяет значительно снизить начальные вложения в оборудование.

Наибольший объем поставок на мировой рынок по производству упаковки для сока обеспечивается компанией «Tetra Pak» (промышленная группа концерна «Tetra Laval», Швеция, в России зарегистрирована как «Тетра Пак А\О»). Наряду с этим видом упаковки на рынке предлагается картонная тара для розлива PKL — Combiblock, Variopack, Elopack. В последнее десятилетие поставщики упаковки предлагают свои услуги в пакете с оборудованием для розлива в тару. Однако, например, «Tetra Pak» вышла на рынок оборудования для упаковки молока, фруктовых соков, напитков и других продуктов только 10 лет назад. В 1991 году Тетра Пак расширила спектр поставляемого оборудования за счет машин по переработке жидких продуктов питания, оборудования по производству сыра, а также начала предоставлять услуги по проектированию производственных линий.

На рынок оборудования для производства напитков и соков начинают выходить и отечественные производители, такие как «Ленпродмаш», «Эльф4М» и т.д. Однако основной проблемой российских производителей является то, что они не всегда могут предоставить решение «под ключ», включая все необходимые элементы оборудования (соответствующие устройствами, помогающие точно следить за всеми параметрами технологического процесса). Использование ее на российском оборудовании ведет к его значительному удорожанию, а выбор отечественного поставщика оборудования до настоящего момента все еще происходит благодаря его меньшей стоимости по сравнению с иностранным.

Фирма ИНКОС будет рада поставить для Вашего производства концентрированные соки в различной упаковке —  канистрах и бочках  в  короткие сроки и по лучшей цене.

Источник: «РосбизнесКонсалтинг»