Время и Деньги при планировании поставок концентрированных соков

ООО «Фирма ИНКОС», Специализированный журнал «Индустрия напитков» № 3, 2003

Время и деньги – то чего не хватает большинству из нас, если не затрагивать вопросы здоровья. Попытаемся описать ситуацию сложившуюся на рынке услуг по доставке концентрированных соков и пюре в которой приходится работать нам и которая, как мы поняли из общения с нашими клиентами и партнерами, является типичной и вызывает частые проблемы при расчете затрат и сроков доставки. Сразу оговоримся, что эти проблемы возникают чаще при доставке товара на предприятия, не имеющие собственного большого автохозяйства и соответствующего грамотного отдела логистики или поставок концентрированных соков в режиме «нужно вчера, завтра производство остановится». При дефиците оборотных средств, возникает большой соблазн не создавать товарный запас, максимально сократить транспортные издержки и приблизить дату поставки концентрированного сока к дате его запуска в производство. Надеемся, что некоторый наш опыт поставок поможет отделам закупок выработать оптимальную схему прохождения заказа на поставку в каждом конкретном случае и не создавать дополнительные затраты с риском срыва собственных производственных планов.

Специфика перевозок концентрированных соков заключается в их упаковке и температурном режиме. Стандартная упаковка в стальные 200 литровые бочки по 230-280 кг обязывает производить все погрузо-разгрузочные работы с использованием специализированной техники и соответственно персоналом, имеющим опыт таких работ. Даже в Санкт-Петербурге — городе портовом и индустриальном можно насчитать не более 10 складов, на которых можно произвести такие работы с минимальным риском порчи при этом товара. А потеря одной бочки концентрированного сока с нарушенной внутренней упаковкой составляет в среднем 10000 руб.!

Требования по соблюдению температурного режима заключаются в предписании производителей хранить концентрированные соки при температуре от +5°С до -18°С для лучшего сохранения свойств и срока хранения. При российских расстояниях и дополнительных задержках в пути существует вероятность поступления производителю соков испортившегося в пути продукта. Особенно это актуально в летний период, к которому, надеемся, все мы приближаемся.

Ну и теперь о практике поставок у нас и у наших друзей на Западе.

Стандартная поставка включает 3 звена: Производитель концентрированного сока или пюре – Поставщик (Трейдер) – Покупатель (Предприятие – производитель соков). Эта схема наиболее часто встречается и у нас и на Западе. Далее есть отличия.

Западные участники поставок, которые могут быть любым звеном в вышеупомянутой схеме, в зависимости от условий поставки, как правило, нанимают компанию freight forwarding (точного русского аналога не существует), которая в свою очередь принимает на себя всю ответственность за перевозку груза по оптимальному маршруту, его необходимую перегрузку и сохранность. Вовсе не является обязательным для такой компании обладание всеми необходимыми транспортными средствами, складами и пр. Ее задача – ответственно организовать процесс доставки груза и сопутствующий документооборот с минимальными для клиента сроками, затратами и хлопотами. К сожалению, в силу специфики нашей истории и действительности, деятельность таких западных компаний с Россией не производится или только в части поставки до нашей границы.

В России подобные компании только начинают появляться и их деятельность, пока, не является нормой в грузоперевозках. А рынок грузоперевозок в России гигантский и хаотичный. Для большей убедительности приведем несколько цифр по Санкт-Петербургу:

  • Более 7000 лицензированных фирм выполняющих автомобильные грузовые перевозки
  • Несколько тысяч фирм выполняющих железнодорожные перевозки,
  • Более 100 фирм осуществляют морские перевозки,
  • Более 200 экспедиторских компаний и т.д.

Казалось бы какие могут быть проблемы, если есть такой большой выбор предложения на рынке? На самом деле, такой большой выбор предложений обусловлен ограниченными возможностями подавляющего большинства этих компаний, их безответственностью и отсутствием объединяющего звена. Особенно большие проблемы это вызывает при доставке нового товара по неотработанному маршруту. При этом учатся «на ходу» практически все участники поставки и в результате, реальная стоимость и продолжительность такой поставки «вырисовывается» только с накопленным опытом.

Попробуем рассмотреть вопросы поставок от малого, к большому.

1. Образцы. Расширение рынка и новая продукция

Специалисты практически любого пищевого производства просят предоставить образцы концентрированного сока или пюре для проведения его исследования на предмет пригодности в данном производстве. Как правило, производителям соков и нектаров достаточно 100-200 мл для исследования, производителям вин требуется не менее 1 литра. Казалось бы в чем проблема? На самом деле это один из самых непростых вопросов для отечественного поставщика. Основная сложность заключается в сохранности образца при доставке конечному потребителю. Промышленные партии концентрированных соков выпускаются в асептической упаковке или в замороженном виде. Обычно, Поставщику отправляются 1-2 кг продукции, которые затем рассылаются по заводам. Далеко не всегда эти образцы упаковываются асептически. Соответственно, срок их годности, в среднем, не превышает 7 дней при температуре хранения около 5 градусов С. Для доставки таких посылок, как правило, используются известные международный службы курьерской экспресс-почты, которые рекламируют доставку в любую точку мира (имеющую аэропорт) за 2-3 рабочих дня. Стоимость такой посылки оценивается в 1-2 у.е. с пометкой в сопровождающих документах «Цена указана только для таможенных процедур, оплате не подлежит», перевозка составляет около 70 у.е. и как правило оплачивается отправителем-производителем,. При доставке такого груза из-за границы он подлежит обязательному таможенному досмотру и оформлению в России. В результате, Получатель такой посылки должен оплатить около 70 у.е. за таможенную очистку, а срок доставки реально составляет 7-15 дней. Полученный образец нередко годится только для изучения процессов брожения.

Другой путь — получения образца от кого-либо из Покупателей. Естественно, в этом случае, не может быть речи об асептической упаковке и большой удачей является территориальная близость этого Покупателя, наличие у него требуемого концентрата. Асептическую промышленную упаковку концентрированного сока никто не будет нарушать для отбора образца, соответственно приходится ожидать начало производства именно этого продукта. Легко представить какой проблемой становится собрать образцы разных продуктов в одно время и обеспечить их доставку своему новому потенциальному покупателю в пригодном для исследования виде.

2. Доставка груза в Россию морским транспортом

Однако, проблемы получения и проверки образцов рано или поздно заканчиваются. Начинается обсуждение сроков поставки. Нас всех в школе учили, что самый дешевый и медленный способ грузоперевозок – морской, затем по возрастающей следуют железнодорожный, автомобильный и авиационный. Практически, при импорте концентрированных соков используются только морской и автомобильный путь, причем последний, в основном, для доставки из ближнего зарубежья или стран центральной Европы наиболее дорогого сырья.

При доставке морем наиболее оптимальным является стандартный 20” контейнер.

20-ти футовый стандартный контейнер

В нем можно Перевезти 70-80 бочек концентрированного сока (в зависимости от погрузки на поддонах или без). Довольно редко, но встречаются контейнеры, в которые указанное количество не помещается. Причин может быть три:

  1. Деформация контейнера
  2. Ошибка при загрузке
  3. Конструктивные особенности контейнеров

Ниже приведены значения периода доставки грузов в Санкт-Петербург морем и ее стоимости для некоторых, наиболее популярных в настоящее время направлений. Эти цифры не являются абсолютными, т.к. различны для разных компаний и объемов перевозимых грузов.


Приведены приблизительные данные для 20” морского контейнера.

Примечание: Для более объективной оценки доставки импортных грузов, к указанным в таблице цифрам необходимо добавить
К стоимости: 300-500 USD затрачиваемые на портовые расходы.
К времени в пути:
1. Период подготовки партии концентрированного сока (пюре) к отгрузке – от 2-х до 15-ти суток,
2. Время доставки груза от производителя до соответствующего порта,
3. Время на подготовку груза к отправке, загрузку корабля и выход его в море – 2-7 суток,
4. Вероятные плохие погодные условия, препятствующие движению судна по графику – шторм, ледовая обстановка и т.п.
5. Тоже, препятствующее разгрузке судна – сильный ветер, обледенение…

Отдельно хочется отметить задержки при таможенном оформлении поступающих грузов. Как правило, при расчете сроков поставки используются значения 3-5 дней. Однако на практике, иногда грузы простаивают в ожидании таможенной очистки до 10 суток.

Международные автоперевозки

Этот вид транспортировки концентрированных соков более быстрый, предсказуемый и гибкий, но и более дорогой. Так например, доставка 19 тн концентрированного сока в Москву из Германии занимает около 7 дней и стоит около 2500 условных единиц, т.е. на 5-7 дней быстрее и на 1000 у.е. дороже, чем аналогичный путь морем. Однако и в этом случае бывают задержки вызванные дорожной обстановкой, ситуацией на пограничных автопереходах, техническим состоянием а/м и ДТП.

Железнодорожные перевозки

Этот вид транспорта выглядит наиболее экономичным. Но это на первый взгляд. Попробуем описать основные сложности этого вида транспортировки концентрированных соков.

  1. Погрузо-разгрузочные работы с бочками требуют специальной техники и опыта персонала. Выполнение таких работ персоналом без опыта и соответственно, без подготовленных погрузчиков может привести к потерям, о которых мы писали выше.
  2. Грамотная установка и закрепление (раскрепление) бочек в контейнере. Этот абзац можно было бы не выделять и отнести к предыдущему. Но мы неоднократно сталкивались с потерями именно при перевозке и решили выделить эту позицию отдельно. При перевозке на больших расстояниях платформы с установленными контейнерами неоднократно проходят сортировочные станции, где испытывают значительные ударные воздействия при формировании составов. Любая небрежность, допущенная при погрузке бочек в контейнер, приводит к их деформации и нередко нарушении внутренней упаковки.
  3. Отсутствии реальной материальной ответственности ж/д за сроки доставки и сохранность груза.
  4. Товар поступает на грузовую ж/д станцию, а не непосредственно на производство. Требуются дополнительные перегрузки, транспортировки, а следовательно срок доставки и затраты возрастают, впрочем как и риск порчи Товара.

Также следует обратить внимание на специфику перевозки бочек с концентрированными соками в ж/д. контейнерах:

Ориентировочные цены на перевозку из Москвы в ж/д контейнерах (руб).

Внутренние автомобильные перевозки

Без них не обходится ни одна доставка груза. Казалось бы все просто и мало чем можно удивить. Тем не менее, мы приведем пару вопросов связанных с автоперевозками, которые в свое время удивили нас, а в настоящее время регулярно вызывают удивление у некоторых наших региональных клиентов.

1. АВ ≠ ВА или стоимость грузоперевозки в город А не равна стоимости возврата этого груза. В приведенной ниже таблице можно увидеть, что эта разница может превышать 100%
Ориентировочные тарифы на междугородние автоперевозки.

2. Если Вы хотите с минимальными затратами отвезти груз, например из Санкт-Петербурга в Екатеринбург, то искать перевозчика лучше в Екатеринбурге.
В этом случае у Вас значительно возрастают шансы найти машину, возвращающуюся после доставки оплаченного груза и соответственно по значительно более низкой цене. Но не стоит забывать, что в этом случае Вы должны быть готовы к меньшей предсказуемости даты загрузки и более сложному процессу согласования обмена документами и ответственности за груз.

3. Если Вы планируете вывоз поступающего импортного груза, не заказывайте машину до подтверждения поступления этого растаможенного груза на склад. К сожалению, любой таможенный брокер, при оценке сроков таможенной очистки называет срок с оговоркой «если не…». Очень часто нормальные 2-3 дня вырастают в несколько раз в связи с задержками таможенного оформления, спецификой товарного движения в таможенной зоне портов и т.д. В результате, заказанная Вами автомашина вынуждена простаивать в ожидании (что стоит денег) или уезжает не дождавшись и Вы портите отношения с фирмой, с которой потратили какое-то время на согласования условий перевозки.

В этой статье мы попытались поделиться только некоторой информацией, накопленной за последние годы. Мы надеемся, что она окажется полезной начинающим снабженцам и тем предпринимателям, которые планируют начать соковый бизнес.

В 2002 году в статье о ценообразовании на рынке концентрированных соков мы писали о целесообразности планирования производства и формирования годовых заказов на поставку летом, в период созревания и переработки фруктов. Уходящий сезон был непростой. Некоторые концентрированные соки и пюре стали дефицитными и очень дорогими. К сожалению, уже есть подтвержденная информация об очень малом урожае отдельных, востребованных рынком культур в наступающем сезоне. Соответственно, цены будут расти. Для обеспечения вашего производства сырьем в новом сезоне планируйте поставки сейчас, летом. Это позволит сделать их бесперебойными и сохранить ваши время и деньги. Желаем удачи!